maksim_kot (
maksim_kot) wrote2013-11-27 12:16 pm
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Рижанин в шатре Муаммара Каддафи
24.11.2013 Источник: 7 секретов
Наш гость лично встречался с лидером Народной Ливийской Арабской Джамахирии, которого позже зверски убили осенью 2011 года.
Разведчик из Риги
Как же Аскеров оказался в далекой африканской стране, омываемой Средиземным морем? По словам гостя нашего еженедельника, его послали туда в качестве сотрудника Комитета государственной безопасности, в котором он тогда работал. Хотя для отвода глаз официальная версия визита звучала традиционно обтекаемо: "Для обмена опытом". В действительности Айдын и его коллеги осуществляли разведывательную деятельность, чтобы никто не мог помешать дружбе между Советским Союзом и Народной Ливийской Арабской Джамахирией, вставшей на социалистический путь развития.
Многие ливийские специалисты проходили обучение в СССР, в том числе в Риге, а конкретно — в центре подготовки в местечке Усть–Двинск, за Болдераей. Однажды даже удалось разоблачить ливийского шпиона, которого завербовали Соединенные Штаты. Он тоже учился в Усть–Двинске. Ливия на тот момент покупала у Советского Союза военные корабли. Важно было обеспечить их доставку к африканскому побережью в целости и сохранности.
Коренной бакинец
— Я родился в 1953 году, — рассказал о себе коренной бакинец Айдын. — В семье говорили на азербайджанском языке. Но я прекрасно знаю великий и могучий, поскольку окончил русскую школу. Отец работал начальником котельной на нефтеперерабатывающем предприятии, а мама была врачом. После окончания восьмилетки я поступил в Бакинский нефтяной техникум, который окончил с отличием. Затем меня забрали в Советскую армию. Служил на Дважды Краснознаменном Балтийском флоте в славном городе Лиепае. Дослужился до старшины. В 1977 году поступил в МГИМО на факультет международного права, стал юристом–международником.
— В МГИМО, наверное, очень сложно было попасть?
— Конечно! Но у меня была рекомендация от политотдела флота. В армию я пришел уже кандидатом в партию, а во время службы стал членом КПСС. В МГИМО мы вовсю штудировали восточные языки. Арабский, фарси, турецкий. Мой родной азербайджанский особенно близок к последнему. Преподавание велось исключительно на иностранных языках. А потом меня забрали к себе спецслужбы. Так я оказался в Высшей школе КГБ, где прошел особую подготовку. Там нас обучали различным премудростям. В Ригу попал по распределению.
— Так вы по–прежнему в спецслужбах? Ведь, как известно, бывших разведчиков не бывает!
— Когда Латвия стала независимой, я ушел в запас в звании капитана. Работал преподавателем в Рижском торговом техникуме на ул. Мичурина (сейчас ул. Томсона). Конечно, никому не говорил о своей богатой на события биографии. Я ведь был не только в Ливии, но и в Египте, Алжире и других странах. Каждый раз для нас придумывалась очередная легенда. Обычно нас представляли советскими сотрудниками. Конечно, в Ливии самое сильное впечатление произвела встреча с Муаммаром Каддафи. Ему тогда, в 80–х, было чуть более сорока лет.
Держался он очень просто. Был одет в традиционную арабскую куфию, а не в строгий военный мундир, как его обычно изображают. Кстати, мы тоже носили куфии, чтобы особо не выделяться на общем фоне. Когда прибыли на место, то переоделись и сдали все документы. Каддафи встретил нас в своем большом просторном шатре. Как известно, он родом из могучего племени бедуинов, которое живет в пустыне. Только шатер Муаммара был установлен, разумеется, не в пустыне, а в правительственном районе Триполи.
Он прежде всего прочитал нам целую лекцию о том, что такое Джамахирия. И даже подарил свою "Зеленую книгу" в трех частях. Я ее до сих пор бережно храню. В шатре не было никаких стульев или скамеек, поэтому все сидели на коврах, подогнув под себя ноги. Муаммара окружали телохранители. Среди них было немало симпатичных женщин. Понятное дело, они тоже прошли соответствующую подготовку. Кроме того, стояли и гражданские лица. По лицам сразу можно было прочитать, что это сотрудники спецслужб.
Мясо с картошкой
— Чем угощали?
— Простой бедуинской пищей. Картошкой с мясом. Дали чаю. Каддафи тоже ел, хотя больше говорил. Мне очень понравилась манера его общения. Он был невероятно обаятельным. Сразу чувствовалась огромная харизма, которая отличала этого человека. У него была идея фикс — объединить все арабские страны. О чем он и рассказал своим "советским друзьям", как он нас называл. Переводчица переводила его речь с арабского на русский.
— Каково ваше отношения к убийству Каддафи?
— Я считаю, это военное преступление. Ни один человек на свете не достоин такой мучительной смерти. Нужно было его судить, выдвинув конкретные обвинения. Начали было международное расследование, чтобы выяснить, кто виноват в гибели Каддафи, но затем все спустили на тормозах… Конечно, я слежу за тем, что сейчас происходит в Ливии. К сожалению, о единстве страны не может быть и речи. По сути, она распалась на три части, согласно клановому делению. Каждая группировка действует по своему усмотрению. А государственные институции ни во что не вмешиваются.
Сегодня уже ясно, что свержение было задумано для того, чтобы захватить нефтяные промыслы. В настоящий момент там вовсю хозяйничают западные компании. А экономика страны развалена. Социальные программы похоронены. Во времена Каддафи проводились успешные преобразования. Люди пользовались различными льготами. А сейчас царит вакханалия. Банды действуют совершенно безнаказанно. Они похищают людей, требуют за них выкуп. В общем, беспредел полный. Сегодня трудно сказать, кто вообще управляет этой страной.
Ливия, Сирия, кто следующий?
— Как вы считаете, почему Каддафи решили убрать?
— Соединенные Штаты его долго терпели, но он переступил роковую черту, выступив против мирового господства доллара. Сказал, что надо вводить на территории Африки единую валюту — динар. Конечно, американцам это не понравилось. Осталось только найти повод убрать неугодного правителя. Парадокс в том, что Каддафи помогал Саркози прийти к власти, спонсировал его президентскую кампанию. А потом президент Франции отплатил ему черной неблагодарностью. Эта история тоже ждет своего расследования. Хотя я сильно сомневаюсь, что кто–то его начнет…
— Ваше мнению насчет Сирии, которая сейчас у всех на слуху?
— Сирийский народ сам должен определить, кто у них должен быть президентом. Я против иностранного вмешательства. Сирия — бывший союзник СССР, и сейчас там российская база. Понятное дело, западные страны спят и видят, чтобы ослабить влияние Москвы. Но напрямую они не действуют. Сейчас оппозицию финансово поддерживают Саудовская Аравия, Оман, Кувейт и другие восточные страны. Сирия сегодня — светское государство, где до недавнего времени мирно уживались люди разных национальностей. Россия выступает за единство страны, а также за мирное урегулирование. Если свергнуть центральную власть, начнется хаос. Я тоже уверен, что любые проблемы можно решить мирным путем.
— Спасибо, что заглянули в нашу редакцию. С юбилеем!
no subject