![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
битву за Англию!

Посол Латвии протестует
В действительности же отношения Великобритании и Балтии были совсем иными. И представляли из себя настолько неприятную страницу, что даже сейчас придворный историк Антонийс Зунда выпустил о ней статью в сборнике «Оккупированная Латвия в
Оказывается, еще в октябре 1939 года посол ЛР в Лондоне Карлис Зариньш направил ноту протеста в Форин оффис — так возмутила его статья «Нордический нейтралитет», опубликованная The Daily Telegraph. В ней английские журналисты сравнивали Финляндию, которая, несмотря на запугивание Сталина, готовилась отстаивать независимость, c тремя странами Балтии, которые взяли на себя «великий риск» размещения советских военных баз. А консул Британии в Таллине Уилфред Гэльен уже тогда окрестил кабмин Эстонии «временным правительством Керенского», которое скоро будет заменено на коммунистическое.
Должна ли была ЛР получить «спитфайры» из Англии? Соглашение о поставках было достигнуто в декабре 1938 года, во время визита на Альбион главы МИДа Вилхелмса Мунтерса. Но, как пишет Зунда, «30 сентября 1939 года британское военное ведомство рекомендовало саботировать доставку заказанных военных материалов в Латвию. Дэниэл Ласкель из МИДа отмечал в письме в военное министерство, что при существующих обстоятельствах у Британии больше нет необходимости укреплять обороноспособность балтийских государств. Он отметил, что в результате создания военных баз СССР в странах Балтии было бы глупо снабжать эти страны оружием, так как оно, рано или поздно, попадет в руки СССР».
Линкоры готовили к Балтике
Польша повержена, на Западном фронте идет «странная война», а 27 октября 1939 года посол Зариньш отчаянно молит о выполнении британцами обязательств: ведь деньги уже перечислены! Просят уже не «спитфайры», а девять
Наиболее активным сторонником акций на Балтике был, как ни странно, сэр Уинстон Черчилль. Еще 12 сентября 1939 года он предложил план «Операции Екатерина». Его сутью было направление в Балтийское море двух-трех гигантских линкоров типа Royal Sovereign, трех крейсеров и прочих боевых судов. Они должны были перерезать коммуникации немцев, причем «в случае согласия Советского Союза на сотрудничество». 2 октября 1939 года Черчилль писал в The Times: СССР в особенности должен быть ДОМИНИРУЮЩЕЙ СИЛОЙ на восточном берегу Балтийского моря. «Не в интересах Великобритании протестовать против советских военных баз… Эти базы будут служить только в войне против Германии и тем самым не могут быть причиной неудовольствия Великобритании».
Начать акцию «Екатерина» планировалось весной 1940 года — ну а суверенитет стран Балтии в расчет не брался. Кстати, именно тогда, весной
«Великобритания, — пишет Зунда, — отказалась предоставить защиту латвийским судам и таким образом не воодушевила взаимную торговлю между двумя странами… К концу 1939 года Латвия даже отказалась послать торговую делегацию в Лондон, чтобы обсудить разрешение создавшихся проблем». Замораживание торговых отношений между Британией и Латвией выглядело разительным контрастом с расцветом поставок в Германию латвийского продовольствия, древесины и прочих товаров…
Смертный приговор с конфискацией имущества
Между тем британский министр иностранных дел Лорд Галифакс 1 января 1940 года получил секретное сообщение от посла в Риге Чарлза Орда: «Народы этих стран очень обеспокоены готовностью демократий Запада дешево продать их независимость». Орд писал, что готовится «полная аннигиляция» трех государств. «Подписанием соглашения о базах, балтийские страны в действительности скрепили смертный приговор их суверенитетам».
Орд писал также и о том, что «Советский Союз позволит Балтийским странам сохранить их языки и культурную автономию». Что же до стран Запада, то они «не могут предпринять какого-либо заметного противодействия актам СССР в Балтии».
Так и произошло в июне
Таким образом, Лондон поступил со своими бывшими лучшими партнерами совершенно не