« — Ваши войска вступили в город?
— Пока еще нет.
— Верховный недавно разговаривал с генералом Масленниковым, и тот доложил ему, что некоторые подразделения уже в западной части Риги… Дело в том, — продолжал после небольшой паузы Антонов, — что Верховный хотел бы сегодня опубликовать приказ об освобождении Риги и в 22.30 произвести салют. У него есть важные мотивы, чтобы быстрее объявить о взятии Риги, разумеется, если она действительно взята. И потом Рига — это прежде всего левобережье, и Задвинье — что–то вроде предместья. Так что главное уже сделано…»
Так начальник штаба 2–го Прибалтийского фронта генерал Сандалов описывает свой разговор с начальником Генштаба РККА генералом Антоновым днем 13 октября 1944 года. Как видите, дата освобождения Риги — 13 октября — задана именно докладом генерала Масленникова. А между тем нам практически ничего не известно о нем, командующем 3–м Прибалтийским фронтом.
В советское время Масленников не то чтобы потерялся среди других командующих фронтами — его вообще старались не упоминать. Например, маршал Василевский, у которого Масленников был заместителем во время войны с Японией в 1945–м, не написал про него ни слова. Тому есть определенные причины, но относятся они к последним дням жизни генерала, а мы пойдем по порядку.
( Read more... )