"Прометей" из охраны Ленина
"Прометей" из охраны Ленина: судьба художника и красного латышского стрелка
Май 2, 2016В конце апреля в Москве открылась фотовыставка известного латвийского художника Вольдемара АНДЕРСОНА (1891–1938), в первые годы советской власти служившего в охране Кремля и профессионально занимавшегося фотографией. В ней будут представлены отпечатки с оригинальных негативов, личные вещи, а также копии протоколов допросов, долго пылившиеся в архивах Лубянки… Подробности сообщает издание «Совершенно секретно».
Увлечение Вольдемара Андерсона живописью началось еще в Риге, где он учился в Рижской городской художественной школе. Продолжению занятий помешала Первая мировая война. В 1915 году его призвали в армию — в 7–й латышский стрелковый полк.
В составе Сводной роты латышских красных стрелков уже в ноябре 1917 года он оказался в Петрограде и приступил к службе по охране Смольного дворца, где располагалось первое советское правительство. Но и здесь Андерсон нашел возможность совершенствоваться в живописи в студии у Николая Рериха.
Когда в марте 1918–го правительство переехало из Петрограда в Москву, его сопровождал уже Сводный батальон латышской охраны Совета народных комиссаров. Латышам, как и в Петрограде, было доверено охранять членов правительства и самого Ленина.
Среди латышских стрелков оказалось немало талантливых молодых художников. Будучи расквартированными в Кремле, они почти сразу организовали художественную мастерскую, так называемую студию искусств, которой руководил Вольдемар Андерсон.
А в конце 1918 года латышские стрелки, которые занимались в студии, устроили в Кремле первую выставку своих работ. В итоге три латышских художника — Карл Вейдеман, Карл Иогансон и Вольдемар Андерсон были откомандированы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Из среды красных латышских стрелков вышел впоследствии известный художник–плакатист, родоначальник советского плаката Густав Клуцис. Андерсон, кстати, совмещал службу в кремлевской охране и руководство студией искусств до 1922 года.
Но был он не только художником. Андерсон серьезно увлекся фотографией. Он снимал и пейзажи, и портреты, и просто картинки повседневной жизни Кремля, Москвы и Латышской трудовой коммуны.
Говорит Сергей Девятов, советник директора Федеральной службы охраны РФ, доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ:
— Служба латышских стрелков в Кремле — большая и интересная тема. Это подразделение отличалось дисциплиной, высокой боеспособностью и фанатичной преданностью делу революции. Именно поэтому им в самый сложный период революции и Гражданской войны была доверена охрана высших органов государственной власти молодой советской республики.
Напомню, что в ноябре 1917 года в Петрограде Ленин принял представителей латышских стрелков, и именно они охраняли и Смольный, и кабинет Ленина. С 1919 года их постепенно стали заменять кремлевскими курсантами. Кстати, из латышских стрелков происходил и комендант Московского Кремля в 1920–1935 годы Рудольф Петерсон, который служил в 7–м Бауском латышском полку. Его расстреляли раньше, чем Вольдемара Андерсона, в августе 1937 года. Он проходил по сфабрикованному «кремлевскому делу» и обвинялся в принадлежности к контрреволюционной организации…
Вольдемар Андерсон служил в Кремле до 1922 года, а потом окончательно вернулся к учебе и занятиям творчеством. Он поступил в Высшие художественно–технические мастерские (ВХУТЕМАС), которые окончил по классу Константина Коровина в 1924 году.
В. Андерсон. Портрет летчика.
Андерсон писал портреты, исторические сюжеты, картины в стиле социального реализма, ландшафты и натюрморты. Работал в графике, книжной графике, плакате, сценографии. В 1925 году Андерсон вступил в члены Ассоциации художников революционной России. Стал профессором ВХУТЕМАСа.
Как представитель малой народности в составе СССР Андерсон входил в члены Латышской трудовой художественной коммуны, в которой числились и представители авангарда. Посещал латышское просветительское общество «Прометей».
Именно участие в деятельности «Прометея», а точнее, имевшейся при нем «контрреволюционной фашистской террористической организации», и вменили в вину художнику при аресте в 1937 году. Он был репрессирован одним из первых, а в 1938 году была практически уничтожена вся Латышская коммуна, связанная с «Прометеем».
Наиболее признанными из числа расстрелянных в 1938 году художников–латышей были живописцы Александр ДРЕВИН и Карл Вейдеман; плакатист, живописец, график Густав Клуцис; скульптор–монументалист Ян Калнинь и, конечно, сам Вольдемар Андерсон. Все они, а также еще двенадцать художников–латышей были расстреляны на Бутовском полигоне.
Каких только нелепостей не встретишь в следственных делах художников! Например, В. Якуб под предлогом написания картины «Латышские стрелки в Кремле» якобы собирался совершить теракт. Ему вменялось также создание повстанческих групп на Кавказе в колхозе «Красный стрелок», где находились база отдыха и подсобное хозяйство общества «Прометей».
Художника П. Ирбита вынудили «сознаться», что он «выпускал антисоветские по своему содержанию картины». К. Мейкул провинился уже тем, что проживал на улице Горького, в доме № 64 — в «зоне особого обслуживания». Ему же, бывшему красному стрелку 1–го латышского дивизиона, члену партизанского батальона Октябрьского района Москвы, а кроме того, помощнику прокурора Московской областной прокуратуры, инспектору РКК–РКИ, приписывалось намерение стрелять в членов Политбюро со сцены Большого театра.
Были сфабрикованы десятки совершенно нелепых обвинений, в том числе и по делу Вольдемара Андерсона. Но их оказалось достаточно, чтобы судом «тройки» всех художников приговорили к расстрелу. А с исполнением приговора в те годы, как известно, не тянули…
В.Андерсон. Шелко-красильный цех.
Память о Вольдемаре Андерсоне все же удалось сохранить. Вот что рассказал нам один из организаторов выставки, посвященной творчеству этого художника и фотографа, председатель правления некоммерческого партнерства «Центр содействия развитию и поддержке национальных традиций, культуры и искусства «Связь времен», президент Европейского союза паратхеквондо Александр Шллычков:
— Я много времени провожу в Риге и, собственно, там начал интересоваться причинами распада Советского Союза, тем, почему стал возможен развал такой мощной политической системы. У меня все началось с увлечения историей, желания сопоставить какие–то исторические факты, проанализировать их. И в ходе такого погружения я случайно вышел на художника Вольдемара Андерсона. Его работы, а он известен прежде всего как живописец, выставлялись в Государственном музее современной истории России, бывшем Музее революции, Музее Вооруженных сил и других. Также его картины имеются в частных коллекциях. Но единственная мемориальная выставка Андерсона была проведена тридцать лет назад в Латвии.
Мы посчитали, что через призму художника сталинского периода, участника важнейших событий нашей истории можно показать ту самую «связь времен». И посмотреть через историю конкретного человека, его взгляд, на то, как российский народ строил социализм и как дорого ему это обошлось. Показать людям историю, указать на уроки, которые необходимо извлечь, чтобы страшные и трагические события больше не повторялись.