Зарево латышских стрелков
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Зарево латышских стрелков

Нынешнее латвийское армейское начальство поспешило "приватизировать" столетие со времени формирования батальонов латышских стрелков в царской армии. Однако его мемориально–управленческие нужды не должны заслонять от нас обстоятельств создания этих латышских стрелковых частей, их роли в истории Первой мировой и Гражданской войны в России, включая будущую Латвию.
С чего же все начиналось? Боевые столкновения с кайзеровской Германией в августе 1914 года вызвали сильный всплеск антинемецких настроений и "верноподданнического энтузиазма" в Лифляндской и Курляндской губерниях. Начавшаяся "Великая война" воспринималась как борьба с историческим недругом, источником многовековых колонизационных волн. Современные историки также отмечают этот "антигерманский настрой, временами перераставший в своего рода истерию".
В начале войны в речах латышских политиков доминировали верноподданнические нотки. Так, 26 июля 1914 года депутат Голдманис заявил с трибуны IV Госдумы: "Среди латышей и эстонцев нет ни единого человека, который бы не сознавал, что все то, что ими достигнуто в смысле благосостояния, достигнуто под защитой Русского Орла, и что все то, что латыши и эстонцы должны еще достигнуть, возможно только тогда, когда Прибалтийский край и в будущем будет нераздельной частью Великой России. Поэтому мы можем видеть теперь у нас такой подъем духа, такой энтузиазм стать на защиту своего дорогого Отечества, что для нарисования правильной картины этого самые яркие краски были бы совершенно бледны. Эти великие дни доказывают, что ни национальность, ни язык, ни вероисповедание не мешают нам, латышам и эстонцам, быть горячими патриотами России и стать на защиту своего Отечества, стать плечом к плечу с великим русским народом против дерзкого врага".
В июле 1915 года, под впечатлением от потери Курляндии, угрозы ее аннексии Германией, а также смеси ярости и отчаяния в настроениях соплеменников, латышские депутаты обратились в высшие военные инстанции России с ходатайством о создании латышских стрелковых батальонов. После утверждения 19 июля (1 августа) 1915 года положения об организации добровольческих частей эти же депутаты были поставлены во главе Гражданского комитета и обратились к латышскому народу с дозволенными националистическими призывами: "Собирайтесь под латышскими знаменами!" Впоследствии эти подразделения были развернуты в восемь полков, соединенных в две бригады (не считая резервного), ускоренно революционизировались, спасли большевистское правительство во время летнего мятежа 1918 года в Москве...
Эта история требует не бурного восторга или отрицания, а вдумчивого рассмотрения.
Ну, и как же без этого:

"Советник президента Латвии, отставной британский генерал Янис Кажоциньш, на протяжении многих лет возглавлявший Бюро по защите Конституции, комментируя агентству BNS учреждение этой памятной медали, сказал: "Главное — не позволять себя провоцировать. У той же самой георгиевской ленточки исторически было совсем иное значение. Теперь ее переняли экстремисты и пророссийские, ультранационалистические группировки. Можно лишь выразить сожаление в связи с этим"."
В латышской версии новости добавляют: Komentējot organizācijas pausto, ka tās izveidotās apbalvojuma medaļas varētu tikt izsniegtas latviešu strēlnieku pēctečiem, Kažociņš ironizēja, ka tādā gadījumā viņš pats ar prieku to gaidīs, jo ir latviešu strēlnieka dēls. Можно и мне, в красном?